Поиск
  • SoundProStore

Как собрать акустическую систему?


Добрый день, меня зовут Иван и я аудиофил;)

Хочу сразу сказать, я не профессиональный журналист. И опыта в написании статей у меня крайне мало. Я обычный человек, который просто хочет поделиться своими знаниями. Я очень старался чтобы статья была понятной и познавательной!


Как же найти свое звучание?

Найти свой звук - это как выбрать себе первый автомобиль. Каждый начинает советовать, что взять, какая марка круче, быстрее, комфортнее, дешевле и т. д. Но каждый советует то, что ему нравится, а еще хуже - то, о чем он мечтает. Вот вспомните момент выбора своего первого авто! Каждый что-то советовал, а если спросить у всех этих людей: “А на чем ты ездил сам лично? Не так, прокатился 1-2 раза, а прям ездил?” Тут 95% советчиков притухнут… То же самое со звуком: послушав несколько раз, Вы на все 100% не познаете эту аудиосистему. После покупки наверняка найдется что-то, что вас зацепит или наоборот - будет сложно и неудобно (как ручник в BMW).

Я вам постараюсь рассказать, как максимально избежать этих неприятных моментов, и как не потратить лишнего на то, что Вам не подойдет, или будет звучать как аналог за сильно меньшую сумму.

Итак, как сделать так, чтобы купленная Вами аудиосистема радовала Вас всю жизнь, и при включении музыки Вы, закрывая глаза могли без всяких НО и ЕСЛИ представлять, что сами исполнители играют/поют лично для Вас?

Эту задачу стоит разделить на несколько этапов.


ШАГ ПЕРВЫЙ: "Послушать и сравнить"​

Выделите для себя время, желательно несколько дней подряд, в которые Вы сможете поездить и послушать звучание разных готовых комплектов аудио систем. Посещать шоурум лучше без компании "советчиков", либо одному либо в компании специалиста который не будет мешать и навязывать свое мнение. Послушав несколько вариантов, вы сможете выбрать первичный эталон для себя.

В Москве много разных шоу-румов, где Вам смогут дать послушать самые разные варианты от мала до велика. Есть два "но" - ассортимент шоурума ограничен и найти одного производителя в двух шоу-румах практически невозможно. Скомбинировать вот этот усилитель, вот с той колонкой из прошлого шоу-рума не выйдет физически. Но тут наша команда Вас не бросит, мы сможем объяснить, какой компонент вызывает тот или иной эффект.

При выборе акустики нельзя забывать про ее дизайн. Да, это не совсем логично, ведь акустика в первую очередь должна звучать. Но согласитесь, когда ваша система выключена, она должна радовать уже глаза, а не уши.

В каждом из шоурумов Вам, конечно же, будут расхваливать свою систему как “вершину технической мысли”, и что у них “идеально чистый звук”, а ушлые менеджеры могут продать Вам систему, которая будет радовать Вас лишь до тех пор, пока вы не услышите где-то в гостях или в другом шоуруме нечто, что назовете СВОИМ ЗВУКОМ. Придержите свой пыл: это дело требует вдумчивого подхода.

Идеальным вариантом для такого прослушивания, конечно, является ежегодная выставка Moscow High End & Hi Fi Show, которая проходит каждый год примерно в апреле. На ней представлены практически все бренды и все решения, и все это играет, звучит. 6 этажей с 10-15 комнатами на каждом с разного рода акустикой. Но если до нее еще очень долго ждать, то придется поездить. По ходу таких поездок мы Вам будем объяснять и рассказывать почему это звучит так, для чего каждый из компонентов, почему тут два усилителя, а в другой сборке один.

Послушав 2-4 варианта, Вы уже сможете сказать что Вам больше понравилось, что меньше, какой звук круче, какой вообще "не мое". И выбрав лучший из прослушанных вариантов, вы составите для себя первую эталонную сборку, от которой далее и будем плясать. И совсем не обязательно, что звук, который вам понравится, будет стоить космических денег.


ШАГ ВТОРОЙ: "Определить бюджет стереосистемы"​

Самый сложный вопрос - сколько тратить на акустику. Нельзя прийти в магазин, сказать: “дайте мне самое лучше, что есть у Вас” и получить идеал. Можно потратить сотни тысяч долларов и крайне разочароваться в полученном результате. Верхнего предела не существует, но существует нижний. Нельзя требовать от системы за 1000$ такого же звука как от системы за 100000$. Улучшение звука - это как тюнинг автомобиля, можно добиться приличного результата за разумные деньги, но дальше уже приходится платить огромные деньги за минимальную прибавку.

"Мистический характер товара не порождается его потребительской стоимостью" – Карл Маркс

Минимальная сумма с которой можно рассчитывать на получение настоящего Hi-End звука - это около 6000$. Средний сегмент это около 15000-20000$, и вот если на эти деньги результат Вас совершенно не устраивает, то что-то идет не так, ведь за эти средства грамотно подобранная система должна звучать очень круто и радовать глаза и уши. Тут не работает принцип – заплачу больше,  получу круче. Суть в грамотном подходе к тратам. Я, как аудиофил, сам понимаю, насколько это сложно. И сам когда-то ошибался при покупке оборудования себе. И я постараюсь избавить Вас от своих ошибок.

Планируя бюджет, советую установить некую погрешность, на которую можно отклониться вверх. В процессе подбора акустики может возникнуть необходимость в незапланированном приобретении чего-то, например, часто не учитывается мебель или провода.

Окей, потолочный бюджет мы определили. Я говорю именно потолочный, так как он может снизиться.


ШАГ ТРЕТИЙ: "Выбрать источники звука"​

​Тут все просто, надо определиться с тем какие источники звука будут использоваться. Какие источники бывают:

  • Виниловый проигрыватель

  • Катушечные проигрыватели

  • Кассетные проигрыватели

  • CD проигрыватель

  • Чтение с USB накопителя

  • Bluetooth

  • Airplay / Play-Fi / воспроизведение с сетевого хранилища

  • Стриминговые сервисы – TIDAL/Spotify/ HD tracks и т.п.

  • Телевизор. Телезвук - это отдельный, обособленный пункт.

         Источники стоит сразу поделить на два раздела: аналоговые и цифровые. В чем разница? В типе сигналов на выходе. Аналог - это электросигнал, по форме идентичный (или аналогичный) итоговой звуковой волне, без ступенек и резких переходов. Цифра - это поток данных, он выглядит как набор ступенек разной высоты, соответствующих "0" и "1" и требующий преобразования в аналог при помощи ЦАПа. Что лучше по звучанию - это предмет споров, которые длятся не одно десятилетие. Слушателю важно помнить одно: цифровых записей сильно больше, они не требуют физических носителей и удобнее в пользовании, тогда как аналоговая ближе к оригиналу. В целом, разница между ними такова, что имеет смысл иметь оба типа источников в своей связке: поставив играть платинку вместо стрима - это как включить другую аудиосистему, не лучше и не хуже, просто другую. Разнообразие за небольшую прибавку к стоимости сборки.

      В аналоговом звучании на первое место стоит поставить катушечные проигрыватели, на второе - виниловые. Но опять же, некоторые аудиофилы за такую расстановку мест могут закидать меня тухлыми помидорами. Но с точностью магнитной записи не поспоришь. С передачей аналоговой записи все просто: только по проводу.


    Цифровые записи - совершенно другая история, нежели аналог. Они во многом более удобны, чем аналоговые, ведь для их хранения не требуется целый шкаф, как под пластинки или катушки с магнитными лентами. Цифровую запись можно перезаписать миллион раз, и она не потеряет в качестве. Ее можно, в отличие от аналога, без помех передать "по воздуху". Многие исполнители в принципе существуют только в цифровых записях, так как молодежь относится к аналоговой записи как к прошлому веку, а старые аналоговые записи могли быть утеряны (благо, уже после оцифровки). И то, и другое - совсем не единичные случаи.

Цифровые записи бывают разные, как по формату файла, так и по качеству его содержимого. Подробностями грузить не буду, вот основные форматы в порядке возрастания качества звучания: MP3, AAC, FLAC, APE, ALAC, WAV, DSD. MP3 и AAC - это сжатые с потерями форматы аудиозаписи с максимальным битрейтом в 320 кбит/с. Битрейт - это показатель качества аудиозаписи, чем больше, тем лучше. Класс повыше - файлы форматов FLAC, ALAC, APE и WAV. Среди них есть три стандарта качества: 16/44, 24/96 и 24/192. Эти цифры называются разрешением, их можно использовать для сравнения высших форматов, вместо битрейта. 16/44 - стандарт сжатия без потерь (такие файлы называют lossless), они более чем вдвое лучше, чем сжатые. Все, что выше, называется Hi-Res, и относится к несжатым форматам. DSD - это самый крутой формат цифрового аудио, почти аналог! Подробнее про форматы аудио я расскажу в другой статье, сейчас просто запомните эти цифры и названия, они нужны для выбора ЦАПа.

ЦАП - это аббревиатура, которая расшифровывается как Цифро-Аналоговый Преобразователь и полностью описывает действие одноименного устройства: ЦАП преобразует наш цифровой файл в аналог. Как же он может преобразовать “ступеньки” в гладкие плавные линии и ничего не испортить? Вот тут производители ЦАПов изгаляются как могут. Собственные алгоритмы для восстановления аналоговой дорожки, многоядерные процессоры, софт, написанный величайшими умами программистов. При выборе ЦАПа старайтесь, чтобы он играл все названные выше форматы и справился с любым разрешением. Его стоимость примерно на 25% выше, чем у усилителя (или усилителей в сумме, при более качественной сборке), так как он - наиболее важный элемент при работе с цифрой.

Следующая задача - отправить музыку из источника на акустику. Стоит отметить, что цифра создана как раз для удобства передачи, она не может частично потеряться (помните, она состоит всего из двух сигналов - "0" и "1"), сигнал либо есть, либо его нет. Отсюда появилась возможность без особого вреда передавать ее по воздуху (на самом деле, аналог тоже можно, но устройства беспроводной передачи аналогового сигнала слишком крупные и уязвимые к помехам). Собственно, снова делим на категории.

Первый способ - провода. Сейчас самые распространенные виды цифровых кабелей - USB и оптика (реже - коаксиальный цифровой кабель). Пропускная способность таких проводов выше, чем требуется для передачи аудио, много про это и не расскажешь, только то, что материал жил цифрового кабеля на звуке не скажется (опять же, либо "0", либо "1", без вариаций).

Вторая категория - беспроводная связь. Тут два основных способа - Bluetooth и Wi-Fi. Bluetooth хорош скоростью первого подключения и удобен для использования с портативной техникой, которая часто покидает место расположения акустики. Передать тяжелый поток данных по Bluetooth нельзя, увы  - на сегодняшний день его максимальная пропускная способность (при использовании протокола Qualcomm AptX HD), если перевести в разрядность/частоту, составит 24/88, то есть, без конвертации с упрощением студийный 24/192 по Bluetooth не пролезет и будет испорчен. Про DSD можно вообще забыть. Хотя для тех же MP3 такой способ лучше проводов, ибо намного удобнее.

Хочется качества и не хочется проводов? Надо думать в сторону Wi-Fi с его вариациями вроде AirPlay или Play-Fi. Он хорош тем, что ничего и никогда не конвертирует, не ужимает, не меняет и т.д. Он плох тем, что допускает задержки перед началом передачи, и первое подключение устройств по Wi-Fi занимает больше 3 секунд, так что подходит он только для передачи данных в одну сторону, и только для стационарных устройств. Wi-Fi открывает два интересных способа хранения музыкальной библиотеки - стрим из облака и домашний сервер. Стрим удобен большим объемом музыки без надобности в скачивании, можно пробовать различные жанры и незнакомых исполнителей. Плох он тем, что ни один сервис не собрал всю музыку на планете, тем, что за него надо платить на регулярной основе и тем, что потолок для стрима - это 24/96. Про студийные записи и DSD, опять же, забываем.

    Лучшим хранилищем музыки я бы назвал домашний сервер. Это, грубо говоря, большой (самый большой, что я видел - на 20 ТБ) жесткий диск, подключенный к роутеру, с удобным пользовательским интерфейсом. Он здорово разгрузит домашние компьютеры, т.к. фильмы и музыку, например, можно хранить там, а не в памяти. Плюс, не надо переносить это всё с устройства на устройство, подключись и пользуйся. Опять же, без проводов.

    Последний пункт - это ТВ, тут ооочень не однозначно всё. С одной сторон